• Методические рекомендации по организации профилактической работы, направленной на недопущение распространения недостоверной информации о мерах, принимаемых органами власти по обеспечению безопасности граждан в ходе проведения специальной военной операции

    Методические рекомендации по организации профилактической работы, направленной на недопущение распространения недостоверной информации о мерах, принимаемых органами власти по обеспечению безопасности граждан в ходе проведения специальной военной операции.

    С конца февраля 2022 года пользователями сети «Интернет» активно распространяется не соответствующая действительности информация о ходе специальной военной операции на Украине, а также о проведении мобилизационных мероприятий на территории Российской Федерации. Распространение недостоверной информации под видом достоверной может повлечь необоснованный рост социальной напряженности, общественные волнения, способные вызвать нарушения общественного порядка и, как следствие, создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нанесения вреда имуществу. Кроме того, распространение такой информации среди граждан Украины может привести к формированию у них неправильных выводов о целях и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации в зоне проведения специальной военной операции, спровоцировать совершение ими противоправных действий, способных привести к причинению вреда жизни и здоровью людей. С целью формирования единой практики деятельности различных субъектов профилактики экстремизма и терроризма по недопущению распространения недостоверной информации о мерах, принимаемых органами власти по обеспечению безопасности граждан в ходе проведения специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации, а также о проведении мобилизационных мероприятий на территории Российской Федерации настоящие методические рекомендации предлагают осуществлять профилактические мероприятия в формах: создания и размещения информационных материалов, проведения круглых столов и иных научно-представительских мероприятий, подготовки и проведения передач, создания специализированной продукции для распространения в средствах массовой информации; размещения специальных постов в социальных сетях; выявления материалов с недостоверной информацией в информационно-телекоммуникационных сетях с отправкой их в соответствующие контролирующие органы, а так же размещением комментариев с альтернативной точкой зрения и ссылками на достоверные источники; адресной работы в виде индивидуальных и групповых бесед в среде лиц наиболее подверженных вероятности вовлечения в процесс распространения вышеуказанной недостоверной информации; проведения совместных профилактических мероприятий во взаимодействии с институтами гражданского общества. В ходе реализации профилактической работы в выше обозначенных формах необходимо разъяснять сведения: 1. Об ответственности за распространение недостоверной информации о мерах, принимаемых органами власти по обеспечению безопасности граждан в ходе проведения специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации, а также о проведении мобилизационных мероприятий на территории Российской Федерации; 2. О содержательных и формальных показателях (маркерах), позволяющих определить наличие недостоверной информации о мерах, принимаемых органами власти по обеспечению безопасности граждан в ходе проведения специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации, а также о проведении мобилизационных мероприятий на территории Российской Федерации. Так, ответственность за распространение недостоверной информации о мерах, принимаемых органами власти по обеспечению безопасности граждан в ходе проведения специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации, а также о проведении мобилизационных мероприятий на территории Российской Федерации регламентируется следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 4 марта 2022 года № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» введена статья 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий», предусматривающая уголовную ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об исполнении государственными органами Российской Федерации, в том числе Вооруженными Силами, своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет. Публикации в средствах массовой информации, социальных сетях и мессенджерах о действиях Вооруженных Сил Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации без официального подтверждения могут расцениваться как заведомо ложная информация, если размещены без указания на оценочный характер таких сведений. Наличие поста в публичном доступе является основанием для привлечения к уголовной ответственности. Возможность прочитать, «пролайкать», «зарепостить» недостоверные, дискредитирующие сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, посольствах, прокуратуре, Росгвардии, МЧС и других ведомствах, размещенные, в том числе до 5 марта 2022 года, означает, что информация подпадает под состав преступления. В случае, если при распространении фейка использовалось служебное положение, а также если преступление было совершено группой лиц или группой лиц «с искусственным созданием доказательств», наказание составит от пяти до десяти лет лишения свободы. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 207.3. Уголовного кодекса Российской Федерации в случае, если заведомо ложная информация повлекла за собой тяжкие последствия, предусмотрено наказание от 10 до 15 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Отдельно стоит упомянуть, что Федеральным законом от 4 марта 2022 года № 31-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 20.3.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях», предусматривающая административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации и другими госорганами своих полномочий за пределами Российской Федерации. За совершение указанных действий санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 1 млн рублей. Повторное совершение таких действий влечет уголовную ответственность в соответствии со статьей 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях», санкцией которой предусмотрено наказание виде лишения свободы сроком до 5 лет. Обращаем внимание на то, что редакции средств массовой информации до выпуска в свет (эфир) материалов согласно статье 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» обязаны устанавливать их достоверность. Роскомнадзор на регулярной основе информирует средства массовой информации, информационные ресурсы, что при подготовке своих материалов и публикаций, касающихся проведения специальной военной операции в связи с ситуацией на Украине, они обязаны использовать информацию и данные, полученные ими только из официальных российских источников, а при подготовке и публикации материалов, касающихся проведения мобилизационных мероприятий на территории Российской Федерации, использовать информацию и данные, полученные исключительно от федеральных и региональных органов исполнительной власти. Напоминаем, что распространение заведомо ложной информации влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Злоупотребление свободой массовой информации» в виде административного штрафа на сумму до 5 млн рублей. Также с целью недопущения распространения такой информации статьей 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» органам прокуратуры Российской Федерации предоставлены полномочия по внесудебной блокировке таких ресурсов. Распространение ложной информации в сети «Интернет» повлечет за собой незамедлительную блокировку таких материалов со стороны Роскомнадзора в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Подчеркиваем, что именно российские официальные информационные источники располагают и распространяют достоверную и актуальную информацию. В настоящее время расширяются масштабы использования средств оказания информационно-психологического воздействия. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий и средств массовой информации. В целях выявления фальсификации материалов в информационном пространстве необходимо обращать на следующие признаки: - провокационный, двусмысленный заголовок; - при прочтении чувствуется противоречие и непонимание написанного; - текст не соответствует названию; - материал подается однобоко, прослеживается лишь одна точка зрения, как правило, крайне радикальная, искажающая факты или опирающаяся на одни факты при игнорировании других, не предполагающая альтернативного мнения; - игра на эмоциях, например, видна провокация на тему острого социального конфликта, или прямым текстом говорится, что все очень плохо. Столкнувшись в сети с подозрительной информацией о мерах, принимаемых органами власти по обеспечению безопасности граждан в ходе проведения специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации, а также о проведении мобилизационных мероприятий на территории Российской Федерации, вы можете посетить сайт «войнасфейками.рф», либо аналогичный telegram-канал. Здесь на регулярной основе собираются и разоблачаются фейки о проведении специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации, а также о проведении мобилизационных мероприятий на территории Российской Федерации (приводятся реальные факты). Если вы обнаружили материал, которого нет на ресурсе, указанном выше, но который все же кажется вам подозрительным, используйте следующий алгоритм: 1. Делаете скриншот обнаруженного фейка и сохраняете ссылку на него (максимально подробно – если есть возможность, копируете имя отправителя, ID (адрес) страницы, а также зафиксируйте дату отправления/размещения). 2. Затем переходите по нижеследующим ресурсам и отправляете сохранённые вами данные через формы для обращений: – Государственного учреждения «Тульский областной центр молодежи» Регионального центра информационной безопасности молодежи и психологической помощи – ibmpp@tularegion.org, Либо: – Сайт Роскомнадзора https://eais.rkn.gov.ru/feedback/ – Генеральная прокуратура Российской Федерации https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/internet-receptio. Постарайтесь максимально полно отразить характер материала, пути его распространения, материалы, которые прилагались к тексту – видео, фото, аудио. Если вы знаете, где именно размещается недостоверная информация, используйте кнопку «Пожаловаться». Укажите в выпадающем меню причину – размещение недостоверной информации. Администрация социальных сетей обязана удалять такую информацию. Если функционал предусматривает комментарии, аргументируйте свой запрос. Если администрация социальных сетей не реагирует на ваш запрос, обратитесь в Роскомнадзор. Это можно сделать с помощью электронной формы на официальном сайте ведомства https://eais.rkn.gov.ru/feedback/. Сегодня основными направлениями обеспечения информационной безопасности являются: - прогнозирование, обнаружение и оценка угроз в информационной сфере; - обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности; - нейтрализация информационно-психологического воздействия, направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций российского общества; - нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Справочно: «фейковые новости» - это недостоверная общественно значимая информации, распространяемая под видом достоверных сообщений и создающая угрозу для безопасности личности, общества, государства. Недостоверная общественно значимая информация это информация, распространяемая «под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи». Распространение недостоверной общественно значимой информации запрещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете. Аналогичный запрет предусмотрен, например, для призывов к массовым беспорядкам, экстремизму или участию в несанкционированных массовых акциях. Информация может иметь разную степень достоверности, поэтому определять эту степень будут Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители в рамках своей компетенции. В тоже время их решение можно оспорить в суде. Критерии опасности, вызванные фейковыми новостями, будут определяться руководством надзорного ведомства исходя из новостной повестки и характера событий, вокруг которых могут возникать волны фейковых новостей с возможными тяжкими последствиями. Если в публикации содержится то или иное утверждение – и оно подкреплено доказательными аргументами, то признать его фейковым будет затруднительно. Кроме этого, поскольку решение будет приниматься на уровне федеральных руководителей прокуратуры возможности произвола на региональном уровне будут ограничены. Генеральный прокурор или его заместители в случае обнаружения в сетевом издании недостоверной и общественно опасной информации обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. Роскомнадзор в свою очередь обращается к руководству редакции интернет-издания, после чего оно должно незамедлительно фейковую информацию удалить. В случае же, если редакция незамедлительно не удалила указанную информацию, Роскомнадзор направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к сетевому изданию. Если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проведения проверки достоверности этого уведомления незамедлительно уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу. Вводятся полномочия органов полиции по возбуждению вышеуказанных административных дел, наряду с Роскомнадзором. Рассматривают дела суды. При этом предусматривается уведомление органов прокуратуры Российской Федерации обо всех случаях возбуждения дел в течение 24 часов. Срок давности по расследованию таких дел составит до одного года. Следует отметить, что протестная деятельность населения стала формой проявления социальной активности, выражением общественного мнения и массового недовольства определенными событиями, действиями власти, партий или отдельных личностей. Содержание протестных акций и митингов представляют собой «портреты социальных проблем» (социальных, политических, экологических, экономических и пр.). Вместе с тем, граждане, проявляющие протестную активность, прежде всего подростки и молодежь с несформированным сознанием, становятся заложниками политических технологий, манипулирования общественным сознанием. В этой связи обращаем внимание на статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Напоминаем, что вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Повлиять на выбор обучающихся, их предпочтения, убеждения может образовательная организация как социальный институт развития и социализации личности в тесном взаимодействии с семьей и общественными организациями посредством целенаправленной систематической профилактической работой. Органам государственной власти, органам местного самоуправления необходимо в своей работе руководствоваться данными методическими рекомендациями в целях повышения эффективности информационной работы и противодействия информационным угрозам.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie